И.Г. Гмелин и его роль во Второй Камчатской экспедиции на территории Казанской губернии

Статья посвящена Казанскому периоду исследований профессора Петербургской Академии наук Иоганна Георга Гмелина (Johann Georg Gmelin, 1709-1755 гг.). Автор статьи пытался дать системное представление о путешествии И.Г. Гмелина, ставшем частью Второй Камчатской экспедиции.

 

В частности, уделяется внимание таким темам, как:

И.Г. Гмелин

  • Подготовка к экспедиции
  • Въезд в Казанский край
  • Численность населения
  • Антропологические данные населения
  • Состав семьи
  • Обряды и верования
  • Народные верования
  • Информанты
  • Толмачи
  • В Зилантовском монастыре
  • Христианизация населения Казанского края
  • Естественнонаучные исследования
  • Поступление экспонатов в Академию

В хронологическом плане речь идет о периоде с октября по декабрь 1733 г. За короткий период им, а также Г.Ф. Миллером зафиксирован уникальный материал, не потерявший актуальность по сей день. Это ‒ численность населения края, состав семьи, обряды, пища и одежда местных народов. Изучены язык, верования, проведены метеорологические наблюдения. В Кунсткамеру и Академию наук отправлены рапорты о полученных результатах, ящики с образцами флоры, фауны, экспонаты этнографического плана. Исследований о И.Г. Гмелине на русском языке мало. Объясняется это тем, что основной труд «Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733 bis 1743», изданный в Геттингене в 1751–1752 гг., до сих пор не переведен на русский язык. Имеется репринтное издание на немецком языке, осуществленное в 2009 г. За короткий период И.Г. Гмелин и его коллега Г.Ф. Миллер сумели обстоятельно познакомиться повседневной жизнью народностей, проживающих в Казанской губернии – с черемисами, чувашами, вотяками, мордвой, татарами и русскими. Например, первая фиксация полевого (общесельского) моления чувашей выполнена И.Г. Гмелиным. Произошло это на полпути между Чебоксарами и Козьмодемьянском в Ильинской Пустыньке. Здесь путешественники увидели привязанную к дереву лошадь, которую использовали для поездки на мольбище. Участники моления забили барана и варили в котле потроха и желудок, начиненные жиром, кровью и крупой. На восточной стороне от котла имелась площадка, огороженная со всех сторон палками. Шкуру жертвенного животного раньше вешали на жерди на мольбище. Свои исследования в Казанской губернии путешественник назвал приятной обязанностью.

 

Abstract

The article is devoted to the Kazan period of research of the member of the Second Kamchatka Expedition, professor of Saint-Petersburg Academy of Sciences J.G. Gmelin. In chronological terms, this refers to the period from October to December 1733. In a short period, he, as well as G.F. Miller recorded a unique material that has not lost its relevance so far. It is population of the territory, family composition, rituals and beliefs, food and clothing of local peoples. Language, beliefs were studied, meteorological observations were held. Reports on the obtained results, boxes with images of flora, fauna, and ethnographic exhibits were sent to Kunstkamera and the Academy of Sciences. There are few studies about J.G. Gmelin in Russian. This is explained by the fact that the main work “Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733 bis 1743”, published in Göttingen in 1751-52, has not been translated into Russian so far. There is a reprint edition in German, implemented in 2009. For a short period J.G. Gmelin and his colleague G.F. Miller managed to study the daily life of the ethnic groups living in Kazan government thoroughly - the Cheremis, the Chuvash, the Votyaks, the Mordovians, the Tartars and the Russians. For example, the Chuvash field (all-village) praying was recorded for the first time by J.G. Gmelin. This happened halfway between Cheboksary and Kozmodemyansk in Ilyinskaya Pustynka. Here, travellers saw a horse tied to a tree, which was used to travel to a praying place. The participants of praying slaughtered a sheep and cooked the inners and ventricle, filled with fat, blood and cereals in the boiler. On the east side of the boiler there was a site fenced from all sides with sticks. The skin of the sacrificial animal was previously hung on the poles at the praying place. The traveller called his studies in Kazan government a pleasant duty.