Праздники, обряды и верования чувашского народа. Научный редактор член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. – 688 с., цв. илл.
От научного редактора
Культура каждого народа одновременно и уникальна, и обладает рядом черт, роднящих его с соседними или сходными по хозяйственно-культурному типу народами. Это в особенности относится к культово-обрядовой стороне народной культуры. Культурное достояние чувашей особенно примечательно в этом отношении, так как с одной стороны мы можем отметить в нем напластования глубочайшей древности (недаром Н.Я. Марр называл их «яфетидами на Волге»), вплоть до вполне обоснованных кавказских языковых параллелей, а с другой стороны, глубоко вошедшие в быт, уже не осознаваемые как инородные и заимствованные, но, тем не менее, достаточно поздние результаты суперстатного исламского и христианского воздействия. При всем при том значительная часть чувашей, в особенности их относительно периферийные группы, стойко сохраняли и до сих пор сохраняют свою традиционную анимистическую религию не просто как отдельные верования или пережитки, а именно как целостную систему, не подвергнувшуюся деформирующему влиянию даже поверхностной христианизацией и исламизацией.
Еще одно немаловажное обстоятельство, которое следует отметить в этой связи ‒ это материально-содержательная часть обрядово-культового комплекса. Помимо растительных, и в основном зерновых по составу жертвоприношений, в них, как и в обрядовой и знаковой пище вообще, доминируют домашние животные. Иными словами, чувашская обрядовая пища ‒ это пища, характерная для народа с глубоко устоявшимися полеводческо-животноводческим бытом, но без значительного влияния не только охотничье-собирательского, но и крупностадного или табунного хозяйства. Это позволяет рассматривать ее как эталонную для данного региона.
Именно таким, то есть эталонным, и можно назвать весь фундаментальный труд А.К. Салмина, который содержит бесценные данные по традиционной обрядовой жизни не только собственно чувашского народа, но и для понимания общеэтнологических очертаний всего центрально-северного евразийского региона.
С.А. Арутюнов,
член-корреспондент РАН,
доктор исторических наук
Структура монографии:
Введение
- Глава 1. ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ
- Глава 2. ВЕРОВАНИЯ
- Глава 3. ЖЕРТВЕННЫЕ ДАРЫ
- Глава 4. ФЛОРА И ФАУНА
- Глава 5. ВЕЩЬ
- Глава 6. ПРЕДВОДИТЕЛИ
Заключение
Архивные источники
Использованная литература
Список аббревиатур